Применение турбокомпрессоров на двигателях ЯМЗ
Для улучшения характеристик и повышения качественных показателей дизельных агрегатов уже довольно давно применяют специальное устройство - турбокомпрессор: двигатель ЯМЗ, оборудованный этим механизмом, не только получает дополнительную мощность, но и становится более экономичным. Идея турбинного нагнетателя довольно проста: центробежный компрессор подает в цилиндры увеличенную порцию воздуха, благодаря чему процесс сгорания топлива становится более эффективным.
Привод компрессора - турбина в специальном корпусе - устанавливается на пути выхлопных газов, имеющих высокую температуру и химически агрессивный состав. Кроме того, ротор нагнетателя должен вращаться с очень большой скоростью - до 120 тыс. об/мин. Таким образом, создание надежного и долговечного турбокомпрессора можно считать чуть ли не вершиной инженерного искусства.
Применение турбокомпрессоров на двигателях ЯМЗ
Турбокомпрессор(ТКР) | Угол разворота (ориентации) (рисунок 1) | Модель двигателя ЯМЗ | |
α° | β° | ||
ТКР-100 | 75 | 0 | ЯМЗ-238Б; БВ; Д; БК; ДК; БЕ2; ДЕ2; 7511.10; 7512.10; 7513.10; 238ДИ; ЯМЗ -238НДЗ - всех комплектаций в обычном исполнении; ЯМЗ -6581.10, 6582.10 - всех комплектаций. |
К36-30-01 | 75 | 0 | ЯМЗ -238Б; БВ; Д; БК; ДК, БЕ2, ДЕ2, 7511.10; 7512.10; 7513.10; 238ДИ; ЯМЗ -238НДЗ - всех комплектаций в экспортном исполнении; ЯМЗ -6581.10, 6582.10- всех комплектаций |
ТКР-100-03 | 52,4 | 0 | ЯМЗ-8401.10-03, -05, -06, -14, -24; 845.10; 8451.10; ЯМЗ-8502.10, ЯМЗ-847.10 |
ТКР-100-04 | 340 | 60 | ЯМЗ-8401.10-03, -05, -06, -14, -24; 845.10; 8451.10; ЯМЗ-8502.10, ЯМЗ-847.10 |
ТКР-100-08 | 52,5 | 0 | ЯМЗ-850.10, 850.10-01 |
ТКР-100-09 | 340 | 60 | ЯМЗ-850.10, 850.10-01 |
ТКР-100-10 | 0 | 60 | ЯМЗ-8501.10 (левый) |
ТКР-100-16 | 75 | 0 | ЯМЗ-238БН; 7514.10 |
ТКР-100-17 | 52,5 | 0 | ЯМЗ-8503.10 |
ТКР-100-18 | 340 | 60 | ЯМЗ-8503.10 (левый) |
ТКР-100-19 | 37,5 | 0 | ЯМЗ-8501.10 (правый) |
К36-88-01 | 313,5 | 315 | ЯМЗ-240 НМ2; 240ПМ2 |
К36-88-02 | 65 | 90 | ЯМЗ-240 НМ2; 240ПМ2 |
ТКР-90 | 90 | 23 | ЯМЗ-236Н; 236Н-3; 236Б-2, -3; 236НБ; 236НД; 236БК; 236НК; 7601.10- всех комплектаций; 236НЕ2- всех комплектаций, кроме 236НЕ2-3, -6, -9, -15, -16, -23; 236НЕ - всех комплектаций кроме 236НЕ-6, -8, -24; 236БЕ - всех комплектаций; 236БЕ2 - всех комплектаций; ЯМЗ-6562.10, 6563.10 - всех комплектаций |
К36-97-14 | 90 | 23 | ЯМЗ-236Н; 236Н-3; 236Б-2, -3; 236НБ; 236НД; 236БК; 236НК; 7601.10- всех комплектаций; 236НЕ2 - всех комплектаций, кроме 236НЕ2-3, -6, -9, -15, -16, -23; 236НЕ - всех комплектаций, кроме 236НЕ-6, - 8, -24; 236БЕ - всех комплектаций; 236БЕ2- всех комплектаций; ЯМЗ -6562.10, 6563.10- всех комплектаций |
ТКР-90-13 | 60 | 0 | ЯМЗ-236НЕ-6, -18, -24; ЯМЗ-236НЕ2-12, -15; ЯМЗ-236НЕ-24; ЯМЗ-236НЕ2-6; ЯМЗ 236НЕ2-16, -28, -37- всех исполнений |
К36-97-18 | 60 | 0 | ЯМЗ-236НЕ-6, -18, -24; ЯМЗ-236НЕ2-12, -15; ЯМЗ-236НЕ-24; ЯМЗ-236НЕ2-6; ЯМЗ 236НЕ2-16, -28, -37- всех исполнений |
ТКР-90-14 | 135 | 330 | ЯМЗ-236НЕ2- 3; 236НЕ2- 23, 236НЕ2-24 |
К36-97-19 | 135 | 330 | ЯМЗ-236НЕ2- 3; 236НЕ2- 23, 236НЕ2-24 |
К27-49-02 | 52 | 45 | ЯМЗ-238БК-1, -2, -3 |
К27-49-04 | 330 | 0 | ЯМЗ-238БК-1, -2, -3 |
К36-72-02 | 52,5 | 0 | ЯМЗ-847.10 |
К36-72-03 | 340 | 60 | ЯМЗ-847.10 |
Рисунок 1. Схема ориентации (угол разворота) корпусов турбокомпрессоров установленных на двигателях ЯМЗ